Большая Сарабанда Терезинштадта

Аарон (Аркадий) Гуров. «Большая Сарабанда Терезинштадта» для  симфонического оркестра.

Исполняет оркестр Московского Союза композиторов «Амадеус».

Дирижер — Фредди Кадена.

Запись произведена 14 марта 2005 года в Москве, на концерте в Большом зале Дома композиторов.

Слушать

 

«Большая Сарабанда Терезинштадта»  — последний опус Аарона
Гурова. Произведение должно было стать частью
симфонической сюиты: «Танцы отчаяния и гнева». Композитор
успел завершить партитуру одной этой части, хотя и продолжал
ещё возвращаться к ней… Последние правки он внес в январе
2001 года и тогда же записал демо-версию для дирижеров в
своем исполнении на сэмплере. 
Авторскую запись можно услышать здесь.

«Сарабанда» — медленный испанский танец. Некоторые источники называют этот танец похоронным шествием. 

По замыслу |А. Гурова, «Сарабанду» исполняет оркестр узников Терезинского гетто, и для них это — память об изгнании иудеев из Испании (своего рода предтеча Холокоста), при этом музыканты-узники предчувствуют свою собственную судьбу. 

В «Сарабанде» композитор использует редкий музыкально-шумовой
инструмент  «Wind Mashine», который использовал Рихард Вагнер
в своих операх для создания эффекта воющего и свистящего ветра.
С этого ветра начинается произведение, и этим же «вагнеровским
ветром» заглушается незавершенная мелодия в финале.

За месяц до своей гибели А. Гуров написал статью «Ретардация»,
где раскрывает причину своего обращения именно к этой теме.
Рукопись статьи была обнаружена Мириам Гуровой в 2003 году
в архиве композитора. Статью можно прочитать здесь.

«Большая Сарабанда Терезинштадта» исполнялась в Иерусалиме, Москве, Екатеринбурге, Львове и в Ужгороде. В Киеве она прозвучала в концерте, посвященном 60-летию трагедии Бабьего Яра — в одной программе с произведениями композиторов-узников, погибших в Терезине.

Слушать