А. Гуров. О замысле симфонии «Книга Клезмеров»

  Партитура называется «Книга клезмеров для симфонического оркестра». Следует пояснить: клезмер — это тот, кого называют «лабух». Это не профессия и не способ существования, а мировоззрение, которое имеет очень глубокие корни.
Первая часть симфонии: «Глава первая, в которой рассказывается о том, как клезмеры гостей провожали». В основу её легла пластинка «Агас нигн» — запись хасидских мелодий в исполнении Рижского оркестра…
«Глава вторая — о том, как клезмеры шарманку нашли». В ней несколько тем — клезмеры крутят шарманку и выбирают мелодию для исполнения…
Глава третья и последняя «Как клезмеры в революции участвовали». Оркестр делится на две части и каждая, независимо от другой, исполняет как бы советские марши… Военный марш — это одухотворение убийства. Когда маршируют колонны, человек толпы чувствует себя сверхчеловеком. В этой части используются гимны покойных империй, советские песни, и «появляется» мятежный дух Дунаевского, который был клезмером в третьем поколении — дед его был кантором.   
…Как-то я слушал службу Судного дня в исполнении профессиональных канторов и узнал в ней тему «Марш энтузиастов»…
…еврейская тема плавно переходит в марш. На этом еврейская музыка заканчивается и проявляется лишь в финале, когда клезмеров увозит поезд.
Куда увозит — зто уже не важно: либо в Освенцим, либо в ГУЛАГ. Но несмотря ни на что, клезмеры существуют!
 

Из интервью газете «Вести», 1993